Досудебное урегулирование споров

Досудебное урегулирование споров

ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРА – это не только формальное направление претензии ответчику. Это еще и переговоры, медиация, обращение к финомбудсмену и в государственные органы.

Но существует еще более цивилизованные, еще более желательные способы урегулирования конфликтов. Речь идет о прямых переговорах между спорящими предпринимателями. Это самый мягкий и самый цивилизованный, и самый, между прочим, используемый в мировой практике способ разрешения конфликтов.

посмотреть на возникшую ситуацию повнимательнее. Потом они начинают обсуждать ситуацию с той и с другой стороны. Привлекают при этом специалистов — юристов. Причем они их могут привлекать в разных, что называется, ипостасях. Ну, например, в качестве просто хороших консультантов. И уже такая консультация часто помогает разрешить конфликт.

Бывают более сложные формы привлечения специалистов. Например — посредников. Это специалисты — юристы и экономисты, которые хорошо знают предпринимательскую практику, знают практику судов, практику вообще разрешения споров и которые помогают сторонам. Но помогают уже не только в виде советов и консультаций — они помогают сторонам закончить конфликт мировым соглашением, т.е. как бы подводят стороны к его заключению.

Посредник сам никаких решений, обязательных для спорящих сторон, не выносит — не имеет на это права. Но он может подвести стороны к заключению мирового соглашения. А мировое соглашение — это добрая воля предпринимателей.

Ведь судебный порядок достаточно тяжеловесный.

Процессуальные гарантии достигаются благодаря весьма сложным процедурам.

Когда ты вступаешь в сферу правосудия, ты должен быть либо сам юристом, либо иметь в качестве помощника хорошего адвоката. Иначе ты будешь чувствовать себя в процессе беспомощным. Следовательно, судебный порядок, во-первых, дороже и, во-вторых, продолжительнее. А вот досудебный порядок — более быстрый и дешевый способ.

ПОНЯТИЕ «МЕДИАЦИЯ»

Летом 2010 года был принят Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В отличие от мирового соглашения, эта процедура предполагает обязательное участие третьего лица в примирении сторон.

В связи с принятием закона были внесены изменения в ГК, ГПК и АПК РФ. В первую очередь, они коснулись порядка исчисления сроков исковой давности, а также порядка отложения судебного разбирательства в случае выбора сторонами процедуры медиации в качестве способа урегулирования спора.

Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» — посредничать. Медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества.

Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда:

— в будущем стороны могут иметь тесные деловые или личные отношения; стороны не заинтересованы в публичном разбирательстве, так как для них очень важна конфиденциальность;

— судебное решение по данному делу, скорее всего, будет обжаловано;

— спор очень сложен в фактическом или юридическом плане;

— спор затрагивает чувствительные для бизнеса вопросы;

— стороны по каким-либо причинам не желают, чтобы их спор рассматривал суд (сроки рассмотрения дела чрезмерно велики, затраты на разбирательство могут свести на нет победу в процессе, результат разбирательства непредсказуем), судебное разбирательство этого дела для сторон бесперспективно.

Вместе с тем для медиации существуют и определенные ограничения. Медиация не может быть применена в криминальных конфликтах или в тех случаях, когда какая-либо из сторон страдает душевной болезнью, не может отвечать за свои поступки, то есть недееспособна. Медиация эффективна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт.

В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими сторонами, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия, сблизить свои позиции; в некоторых случаях — помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.

Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача — обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.

В общении между собой стороны нередко проявляют максимальную сдержанность из опасения, что другая сторона воспользуется полученной информацией для приобретения переговорного преимущества. Именно для этого и нужен медиатор, который в конфликте не участвует. Он владеет более полной информацией, чем каждая из сторон в отдельности, и, таким образом, видит всю картину спора, что позволяет ему играть роль штурмана, вести стороны по процессу выработки решения и, в конце концов, направлять к совместно принимаемому ими соглашению.

Медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.

ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:

— добровольность;

— равноправие сторон;

— нейтральность, беспристрастность медиатора;

— конфиденциальность.

Добровольность: в отличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон.

Равноправие сторон: ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

Нейтральность, беспристрастность медиатора: медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.

Конфиденциальность: все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.

МЕДИАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДОСУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ

СПОРОВ МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПАЦИЕНТАМИ <*>

Л.В. КАНУННИКОВА

<*> Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ N 14-03-00173.

Канунникова Людмила Владимировна, главный врач Новосибирского областного госпиталя N 2 ветеранов войн, заведующая кафедрой медицинского права и биоэтики факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей Новосибирского государственного медицинского университета, юрист, доктор медицинских наук, профессор.

В статье проводится анализ правовых проблем в сфере охраны здоровья граждан РФ, рассматриваются юридические конфликты медицинских организаций с пациентами, их родственниками, а также обоснование рассмотрения спорных ситуаций в досудебном порядке, посредством медиации, как одной из технологий альтернативного урегулирования конфликта с участием медиатора.

Ключевые слова: качество медицинской услуги, охрана здоровья граждан, правовые проблемы в клинической практике, урегулирование конфликта посредством медиации.

Новое федеральное законодательство в сфере охраны здоровья граждан РФ еще более утвердило положение, в соответствии с которым здравоохранение и профессиональная деятельность медицинских работников стали регламентироваться нормами права.

В законах, которые вступили в силу с 2011 г., определен правовой статус пациента, пациента застрахованного, пациента-потребителя, значительно расширены права пациентов и конкретизирована ответственность медицинских работников за некачественное оказание медицинской помощи (услуг).

Правовые проблемы в повседневной клинической практике в большинстве случаев возникают при неудовлетворенности качеством оказанной медицинской услуги, недостаточностью информированности пациента о его правах, плохом психологическом контакте между врачом и пациентом в сочетании с низкой правовой и этической культурой врача и чаще завершаются конфликтом, нередко с последующей юридической ответственностью. А учитывая, что положениями Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ [1]«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменен правовой статус бюджетных учреждений, отменена субсидиарная ответственность собственников учреждений здравоохранения (муниципальных образований, субъектов РФ) по обязательствам созданных ими автономных и бюджетных учреждений, а в соответствии с ГК РФ ст. 120: «Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. И собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения», то при таком положении медицинская организация вынуждена искать способы защиты своих имущественных интересов. Как правило, руководители медицинских организаций (далее — МО) пытаются обходиться штатными юрисконсультами, выполняющими свои обязанности в рамках трудовых правоотношений, или обращаются к адвокатам в специализированные юридические фирмы, оказывающие юридические услуги на основании договорных расценок. Удовлетворение заявленных исковых требований (частично или в полном объеме) обременяет и без того не самое благополучное финансовое положение МО. Юридические конфликты с пациентами имеют высокую значимость, влияя как на репутацию, так и на экономическую деятельность МО. Поэтому сегодня перед практическим здравоохранением стоит задача урегулирования конфликтов с пациентами, их родственниками как можно больше на досудебном этапе, удовлетворив их требования добровольно, данные законодательные нормы внесены в Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ), в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Предпочтительность досудебного разрешения спорных ситуаций в медицине способствует быстрому достижению положительного результата в конфликте, не требует особых финансовых затрат для МО, а главное — появляется временная возможность по выполнению требований пациента по отношению к его здоровью.

В целях создания правовых условий для применения в сфере охраны здоровья граждан РФ альтернативной процедуры урегулирования конфликтов предложен правовой механизм, заложенный в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (п. 2 ст. 1): «Законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений…».

Реализация этого принципа возможна посредством медиации, одной из технологий альтернативного урегулирования конфликта с участием медиатора, на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по регулированию спора и условия его разрешения. Поэтому спорящие стороны (пациент — медорганизация) совместными усилиями при участии посредника-медиатора могут выработать возможные варианты решения по возникшему конфликту.

Таким образом, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» создает правовой механизм для применения в сфере охраны здоровья граждан РФ альтернативной процедуры урегулирования конфликтов:

— при нарушении норм профессиональной этики при оказании медицинской помощи (услуги) пациентам;

— при нарушении конституционных прав граждан на получение бесплатной качественной медицинской помощи (услуги);

— при невыполнении обязательств условий договора возмездного оказания медицинских услуг;

— при нарушении норм трудового законодательства работодателем (главный врач) и сотрудником медицинской организации.

Литература

1. Махтельд Пель. Приглашение к медиации / Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования. М., 2009. 400 с.

2. Шамликашвили Ц.А. Азбука медиации // Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования. М., 2011. 64 с.

3. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров / Научно-методический центр медиации и права. URL: www/mediacia.com.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Опубликовано: 30 июля 2010 г. в «РГ» — Федеральный выпуск №5247 Вступает в силу:1 января 2011 г.

Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

Статья 1

Внести в статью 202 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) следующие изменения:

1) пункт 1 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

«5) если стороны отношения заключили соглашение о проведении процедуры медиации в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».»;

2) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. В случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи, течение срока исковой давности приостанавливается с момента заключения сторонами отношения соглашения о проведении процедуры медиации до момента прекращения процедуры медиации, определяемого в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».».

Статья 2

Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012) следующие изменения:

1) статью 56 дополнить частью 51 следующего содержания:

«51 . Не подлежат допросу в качестве свидетелей посредники, оказывающие содействие сторонам в урегулировании спора, в том числе медиаторы, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением соответствующих обязанностей.»;

2) пункт 2 части 1 статьи 135 изложить в следующей редакции:

«2) разъясняет сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей, право передать спор на разрешение третейского суда, право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе к медиатору, в порядке, установленном федеральным законом, и последствия совершения таких действий, принимает меры для заключения сторонами мирового соглашения, содействует примирению сторон;»;

3) часть 2 статьи 138 изложить в следующей редакции:

«2. Стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону.»;

4) пункт 9 части 2 статьи 153 после слов «мировым соглашением» дополнить словами «или применить процедуру медиации»;

5) в статье 158:

а) часть 2 после слова «посреднику» дополнить словами «, в том числе к медиатору,»;

б) часть 7 дополнить предложением следующего содержания: «В случае, указанном в части 2 настоящей статьи, судебное разбирательство может быть отложено на срок, не превышающий шестидесяти дней.».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3019) следующие изменения:

1) статью 5 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки.»;

2) главу I дополнить статьей 61 следующего содержания:

«Статья 61 . Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде

1. Применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.

2. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

3. В случае, если третейскому суду представлено соглашение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации.

4. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, установленном Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.

5. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным настоящим Федеральным законом.».

Статья 4

Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532) следующие изменения:

1) пункт 1 части третьей статьи 69 изложить в следующей редакции:

«1) представители по гражданскому делу, или защитники по уголовному делу, делу об административном правонарушении, или медиаторы — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя, защитника или медиатора;»;

2) пункт 5 части первой статьи 150 изложить в следующей редакции:

«5) принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства, и разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий;»;

3) часть первую статьи 169 дополнить предложением следующего содержания: «Суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий шестидесяти дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации.»;

4) статью 172 дополнить словами «или провести процедуру медиации».

Статья 5

Главу 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1232; 2007, N 7, ст. 839; 2008, N 20, ст. 2255; 2009, N 51, ст. 6157) дополнить статьей 301 следующего содержания:

«Статья 301 . Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации

1. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации, не прошедших соответствующего профессионального обучения и не имеющих подтверждающих такое обучение документов, выданных соответствующей некоммерческой организацией, осуществляющей подготовку медиаторов, не допускается.

2. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации должна содержать сведения о документах, подтверждающих прохождение медиатором соответствующего профессионального обучения, а реклама деятельности организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — источник информации об утвержденных этой организацией правилах проведения процедуры медиации, стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов.

3. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации не должна содержать утверждение о том, что применение процедуры медиации как способа урегулирования спора имеет преимущества перед разрешением спора в суде, арбитражном суде или третейском суде.».

Статья 6

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

«Третейская оговорка».

Если стороны заинтересованы рассматривать споры в третейском суде, то вместо арбитражной оговорки в договоре предусматривается третейская оговорка. В этом случае рассмотрение споров в третейском суде осуществляется в соответствии с Законом о третейских судах. Третейская оговорка в самом простом виде может быть зафиксирована так:

«В случае невозможности разрешения споров путем переговоров стороны передают их на рассмотрение в третейский суд».


[1] Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 30.11.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» {КонсультантПлюс}

Тест Повышенное давление

Выберите один или несколько вариантов

[wp_quiz_pro id="4262"]